ТАКТАШ Хади Хайруллович

ТАКТА`Ш (Такташев) Хади (Мухамметхади) Хайруллович (1.1.1901, д. Сыркыды Спасского у. Тамбовской губ. — 8.12.1931, Казань), поэт, один из основоположников совр. татар. поэзии. Учился в сел. медресе. В связи с затруднительным материальным положением семьи в 1915 уехал в Бухару. В 1917 стал чл. джадидистской орг-ции младобухарцев, работал в благотворит. фонде. В 1918 в газ. «Олуг Туркестан» («Великий Туркестан») были напечатаны первое стихотворение Т. «Төркестан сахраларында» («В пустынях Туркестана») и его статьи о деятельности младобухарцев. После разгрома их орг-ции в 1918 Т. вернулся в родную деревню, работал учителем. В 1919 уехал в г.Оренбург, поступил в Татар. ин-т нар. образования, созд. на базе медресе «Хусаиния», работал ответ. секр. газ. «Юксыллар сюзе», в к-рой печатал и свои стихи.

В 1921–22 жил в Ташкенте, преподавал в Туркестанском рабоче-дехканском коммунистическом ун-те, много писал. Лето 1922 провёл в Москве, посещал лит. вечера, слушал В.Маяковского, С.Есенина и др. рус. поэтов. Приехал в Казань, работал суфлёром в Первом показательном татар. т-ре, затем в редакциях журналов «Чаян» (1923–24, 1929–31), «Октябрь яшляре» (1925), «Авыл яшляре» (1926), «Азат хатын» (1926–29). В 1922 на сцене показательного т-ра была поставлена пьеса Т. «Җир уллары» («Сыновья земли»); роль Идеи сыграл сам автор. В 1923 вышел первый сб. стихов Т. «Җир уллары трагедиясе һәм башка шигырьләр» («Трагедия сынов земли и другие стихотворения»), к-рым завершился ранний — романтический период творчества поэта. Для произведений этого периода («Күктән сөрелгәннәр» — «Изгнанники неба», 1918; «Үтерелгән пәйгамбәр» — «Убитый пророк», 1918 и др.) характерно противопоставление мечты и действительности, добра и зла, земного и небесного, своего «я» и окруж. мира. Т. развивал идеи и темы Байрона, Гёте, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Маяковского, С.Есенина, Г.Тукая, С.Рамеева, по-своему решая выдвинутые эпохой и нац. бытием социальные, нравственные, худож. задачи.

Творчеству поэта этого периода были присущи бунтарские и богоборческие мотивы (см. Гисьянизм). Разрабатывая их, Т. активно использовал фольклорные образы и суфийскую символику: бунтарь-одиночка, скитающийся в «пустыне» жизни; страна Хаят (Гармония), кинжал (очищение), соловей (поэтическое творчество), «лесная девушка» (мечта) и др. Глубокий след в его творчестве оставили 1-я мир. война, голод 1921–22, репрессии против полит. деятелей из татар (см. «Султангалиевщина»), коллективизация: «Ачлык патша» («Царь-голод», 1920), «Нәләт» («Проклятие», 1922), «Күләгәләр» («Тени», 1922), «Син дошманым минем» («Ты мой враг», 1929). В «Трагедии сынов земли» (1923) Т. показал драму совр. человека, к-рый, утратив нравственные и духовные ориентиры, изменяет традициям предков, Богу и покоряется власти зла. Поэт видел вырождение гуманистических идей Окт. рев-ции, вожди к-рой вели современников в будущее через «кровавые поля». В предисловии к изданию «Трагедии...» Т. заявил об отказе от прежнего типа стихосложения («уходящий корнями в глубь веков к творчеству Бакыргани и дошедший до Тукая старый поэтический стиль должен быть разрушен») и предложил образцы нового типа стихосложения и новой ритмики, осн. не на напевности, а на нар. частушечном стихе и живой разг. интонации, он также обогатил поэзию ярко выраженным личностным началом, индивидуальными интонациями и образными средствами. Одним из первых в татар. поэзии Т. отказался от связной фабулы и последовательного сюжета в лироэпических произведениях. В его поэмах нет ни традиционной завязки, ни развития действия, ни развязки. Большую роль играют рефрены, организующие и компонующие содержание произведений. Одни и те же мотивы: рассвет, свет, гармония, сад — сквозной нитью проходят через всё творчество Т. Одинаковые образы варьируются или повторяются в целом ряде произведений. В стихотворениях «Гыйсъян» («Бунт», 1923), «Казан» («Ка­зань», 1923), «Пасха чаңнары» («Пасхальные звоны», 1923) поэт реалистически достоверно воссоздаёт облик Казани периода нэпа. Он не в силах скрыть своего разочарования; объек­тами его критики становятся корысть, лицемерие, двуличность. 1923 был переломным в творчестве Т. Стих. «Такташ үлде» («Такташ умер», 1923) стало свидетельством острого кризиса, переживаемого поэтом, в нём он заявил о решительном разрыве с прошлым. Так проявилось движение поэта к реализму. Он писал так, как этого требовало время. В стихотворениях «Гыйсъян», «Октябрь төне» («Октябрьская ночь», 1923) воспевается мятежная красота души соотечественника.

В начале казан. периода истинная красота в понимании Т. была неразрывно связана с идеей борьбы, позже — с миром вечных ценностей. Сквозь рев. пафос его произведений проступают характерные для татар. народа лиричность и задумчивость: «Зәңгәр күзләр» («Голубые очи», 1923), «Нәни разбойник» («Маленький разбойник», 1926), «Болай ... га­ди генә җыр» («Так... обыкновенная песня», 1928), «Үтеп барышлый» («Проездом», 1928), «Ак чәчәкләр» («Белые цветы», 1929). Дальнейшее развитие получает тема родины: «Сыркыды авылы» («Деревня Сыркыды», 1924), «Әйдә, энем!» («Айда, братишка!», 1926 ) и др. Если в ранней любовной лирике образ возлюбленной представляет собой ви­дение, символ: «Таң кызы» («Утренняя де­вушка», 1921), «Урман кызы» («Лесная де­вушка», 1922), то в зрелой лирике он конкретизируется: «Ләйлә» («Лейла», 1927), «Ал­су» (1929). Одно из наиб. значимых произведений Т. — поэма «Мәхәббәт тәүбәсе» («Ис­поведь любви», 1927). В ней, как и в пьесе «Югалган матурлык» («Утерянная красота», 1929), вразрез с веяниями эпохи поэт утверж­дает принципы высокой нравственности:

 Мать!

 Имя славное,

 Что может быть

 Его прекраснее и выше?

 Вся прелесть женщин, вся их красота В нём, в материнстве!

  (Пер. Л.Мартынова)

Полит. стихи поэта («Давылдан соң» — «После бури», 1924; «Сыркыды авылы», 1924; «Никахсызлар» — «Живущие без никаха», 1925) отражают социальный заказ эпохи, в них наиболее чётко проявляется сущность соц. реализма. Особую группу составляют т.н. «газетные» стихи: «Лорд Чемберленга СССР крестьяны Һ.Такташтан җавап нотасы» («Ответная нота крестьянина СССР Х.Такташа лорду Чемберлену», 1927), «Мулла Чемберлен» (1929) и др. В 1929 в письме М.Максуду Т. отмечал: «Да, эти мои вещи с идеологической стороны будут прекрасны. С художественной стороны они оставляют желать лучшего». На сцене Татар. академ. т-ра ставятся его пьесы «Күмелгән кораллар» («Зарытое оружие», 1927), «Югал­ган матурлык» («Утерянная красота», 1929), «Камил» («Камиль», 1930). В 1924 Т. была написана поэма «Гасырлар һәм минутлар» («Века и минуты»), в к-рой гл. героем современности был изображён В.И.Ленин. Однако надежды поэта на светлое будущее, ярко выраженные в этой поэме, сменяются глубокими сомнениями и тщательно скрываемым разочарованием: поэма «Киләчәккә хатлар» («Письма в грядущее», 1931), пьеса «Камил». Понимая кровавую суть 20 в., Т. предвидел грозившую стране катастрофу. Не приняв идеологию тоталитарного сов. режима, он всё больше не вписывался в рамки той действительности, к-рая создавалась в стране в условиях однопартийной диктатуры. Это оборачивалось для поэта лит. судами, отказом печатать его произведения, безденежьем, обвинениями в кулацком происхождении и т.д.

Со времени выхода первого поэтического сб-ка вокруг имени Т. всегда кипели страс­ти: от искреннего восторга и почитания до жгучей ненависти и клеветы. При жизни в нём видели то «мелкобуржуазного индивидуалиста», то «попутчика», после смерти объя­вили глашатаем пролетарской рев-ции, создателем радикально-гражд. поэзии. Незадолго до смерти Т. работал в прозе и кинодраматургии. Писал рассказы для детей (наиб. изв. «Караборынның дусты» — «Друг Черномордого», 1927). В период. печати публиковал публицист. статьи, очерки, фелье­тоны. См. также Гисьянизм.

Соч.: Стихотворения и поэмы. М., 1955; Письма в грядущее. К., 1971; Сайланма әсәрләр: 4 томда. К., 1947–63; Әсәрләр: 3 томда. К., 1980–83.

Лит.:  Халит Г. Поэзия дерзаний. К., 1980; Хабутдинова М.М. Проблема личности в творчестве Х.Такташа: Автореф. дис. ... К., 1998; Хәйри Х. Һади Такташ. К., 1949; Госман Х. Такташ поэзиясе. К., 1953; Нигъмәти Г. Сайланма әсәрләр. К., 1958; Галиуллин Т. Егерменче еллар татар шигьрияте // Мирас. 1997. № 5.

М.М.Хабутдинова.

 

Источник: Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан

 

 

 

 

 

Обновлено 09.07.2018 16:09
Copyright © 2003-2018
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования