Вклад в электрификацию Татарской республики

22 июля 2019 г., понедельник

Всетатарский съезд работников народного хозяйства 25 января 1921 г. заслушал и одобрил доклад ТСНХ по электрификации Татарской республики. План электрификации Татарской республики, выработанный электротехническим отделом Татарского совета народного хозяйства, делился на пятилетия. В первом пятилетии предусматривалось выработать на каждого жителя 30 кВт‧ч электроэнергии, во втором — 50 кВт‧ч и в третьем — 100 кВт‧ч. При этом планировалось постепенная электрификация на фабриках и заводах, применение электричества при погрузке и разгрузке пароходов при помощи подъемных кранов и вагонеток и электрификация сельского хозяйства.

После подписания Декрета от 27 мая 1920 г. об образовании ТАССР Казань стала её столицей. В годы 1-й мировой и Гражданской войн город понёс большие потери. Пришли в упадок промышленность, городское хозяйство, было разрушено большое количество зданий, не работал водопровод, не ходили трамваи.

Определенную роль в преодолении хозяйственной разрухи в рамках провозглашённой новой экономической политики сыграло создание трестов - хозяйственных объединений наиболее крупных предприятий, работавших на основе хозрасчёта. В начале 1922 г. в Казани имелось 10 трестов (Лесотрест, Пищетрест, Таткожтрест, Электротрест и др.).

В тягостные дни 1922 г. президиум Казанского горсовета рабочих и крестьянских депутатов обратился к бывшему статскому советнику, инженер-технологу, преподавателю механических наук и черчения среднего химического училища Ипполиту Ипполитовичу Брюно с просьбой возглавить техническую службу восстановления коммунального хозяйства города. Иного более грамотного и опытного специалиста Казань и при царе не имела. Весь город молчаливо ожидал тогда от властей быстрых решений. Власти ожидали их от инженера Брюно.

Теперь, во всеобщей разрухе, не покинувший город в сентябре 1918 года знаменитый инженер взялся за его восстановление. Коммунальное хозяйство Казани после революционных мятежей, боев Гражданской войны, голода и смуты было полностью разрушено. Разграбленные здания в нищете долгих военных лет не ремонтировались. Городской водопровод с трудом обслуживал минимальные потребности в воде. На электрической станции двигатели были разбиты и изношены. Трамвай не работал.

Электричество! Брюно начал главные работы с него — будет электроэнергия, остальное наладить станет легче. В 1922 году после двухлетнего перерыва задымились котлы трамвайной электростанции. По городу, как в былые казанские времена, звонкими голосами извещая о себе, побежали трамвайные вагоны. В 1922 г. были электрифицированы Пороховая и Ягодная слободы.

 Властями делались попытки образовать единые органы управления энергетической базой республики. Осенью 1922 г. ВСНХ Госплан РСФСР принял решение отнести город Казань к первой категории по электрификации. Тогда же ВСНХ выделил 300 тысяч рублей золотом на демонтаж и перевозку из Сенгилея в Казань генератора мощностью 1 000 кВт для монтируемой второй электростанции.

В 1923 году президиум горсовета создал коммунальный трест «ЭльВодТрам». Пришлось Ипполиту Ипполитовичу взяться еще и за городские водопровод и электроснабжение. И тут все получилось, просто работать пришлось втрое больше.

Растущий город, располагавший до этого лишь маломощной электростанцией для трамвая и других электропоглощающих устройств, очень нуждался в новых мощностях, ввод в эксплуатацию электростанции имени III годовщины ТАССР в июне 1925 г. мощностью 5250 кВт отчасти решал эту проблему. В год пуска электростанции им. 3-й годовщины Татреспублики вступила в строй Казанская суконная фабрика.

Уже первые шаги электросетевого строительства создавали благоприятные условия для широкой индустриализации, на путь которой встала Татарская АССР в 1926-1928 гг. За эти два года в республике было построено 8 новых промышленных объектов, в том числе: Казанский холодильник, первая меховая фабрика («Мелита»), ставшая опорной базой меховой промышленности Госторга СССР.

В 1926 году «ЭльВодТрам» укрупнили и перевели на хозрасчет, и теперь это было Объединение предприятий «ГОКХа» — городского коммунального хозяйства. Его главный инженер Брюно, почти завершивший к тому времени реконструкцию водопровода и электросетей, уже работал по восстановлению и строительству новой городской канализации, ремонтировал пришедшие в полный упадок городские мостовые и, главное, всеми силами продвигал строительство железобетонного моста через Казанку — старый деревянный Хижицкий мост давно был ветхим и аварийным. Казань росла, воскресала, хозяйство ее множилось. А великий ее инженер старел. Да и учеников себе на смену вырастил. В 1929 году ушел из коммунального хозяйства, заявив, что считает его вполне восстановленным. Остался лишь на преподавательской работе. Городские власти его отпустили, но, понятно, не оставили в покое — до последних своих дней он оставался главным инженерным экспертом Казани. Одно за другим в Казани появлялись инженерные учебные заведения. Ипполит Ипполитович был в числе создателей и секретарем механического факультета Казанского политехнического института, организатором политехнического училища и индустриального техникума, потом энергетического института. Опять его окружали окрыленные техническими прозрениями юноши, он учил их и радовался. Жизнь и любовь к электричеству звали вперед. В 1932 году городские власти и наробраз широко отметили 60-летие Ипполита Ипполитовича. Сам председатель горсовета лично приехал его поздравлять, вспомнил, как 10 лет назад инженер Брюно впрягся в гигантскую по масштабам и неотложную работу по восстановлению города. Можно с полной уверенностью и гордостью сказать, что Ипполит Брюно честно служил электричеству и научил окружающих любить его!

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования