Брек: селяне всех стран, объединяйтесь!

Чем глубже в глушь, тем крепче наши убеждения в том, что не было бы на свете никаких городов, если б платили в деревнях достойную зарплату.

Потому как: спится здесь лучше, кушается вкуснее, работается активнее, дышится вольготнее…  За такое счастье надо платить — решил видно кто-то наверху — и вот уж много-много лет желающие наслаждаться деревенскими благами, платят за них отсутствием благ цивилизации и канализации.

1-8

СО ВРЕМЕН ЦАРЯ ГОРОХА

— И очень хорошо, что нет у нас тут цивилизации, — сказали нам жители деревни Брек, к которой мы добирались по долгой проселочной дороге, петляющей по горам, да по долам. – Если сюда асфальт проведут – прощай наш Брек! Из города ездить начнут, загадят, замусорят все.

Гадить и мусорить здесь на самом деле жалко – уж очень красивые места: ягодные луга, грибные леса, озеро, где плещется довольная температурным режимом и запретами на рыбалку рыба – все будто нетронуто со времен царя Гороха. Все, кроме деревни — Брек появился в этих живописных краях гораздо позднее.

1-2

МАТУР-АПА

— В 20-х годах эта деревня образовалась, — просветила нас местная жительница Матур-апа (при более близком знакомстве — Розалия Биккинина): — И Брек ее назвали потому, что объединились сюда крестьяне из разных мест. «Берек», ведь по-татарски – «объединяйтесь».

История гласит, что объединились тогда в этом самом месте 179 человек и начали себе заниматься полеводством и скотоводством.

 

1-5

ВСЕ СВОИ, БРЕКОВСКИЕ

К 1938 году деревня разрослась до 370 человек, и это, пожалуй, самый пик народонаселения, которого она смогла за все годы своего существования достигнуть. Брек периодически передавали во владения то Теньковского, то Верхнеуслонского, то Зеленодольского районов, отчего благосостояние брековцев менялось в разные стороны: в любом случае трудодни (это когда селяне получают палочки за сделанную работу вместо зарплаты) и сельский клуб с кучей шумной молодежи и плясками под гармонь остались в прошлом. В настоящем – здесь проживают старики, не желающие доживать свой век вдали от родины, да дачники «с корнями» – это те, кто здесь родился и объединяются теперь в родной деревне в свободное и от работы и отпускное время. Все свои, в общем, брековские.

1-4

БЫЛО У БАБУШКИ ДЕСЯТЬ ВНУЧАТ

— Мы здесь, у бабушки, каждое лето проводили, — рассказывает Айгуль Шайхутдинова (в девичестве Абдрахманова). – Нас много было – десять внуков, у всех свои обязанности: кто полы моет, кто огород пропалывает, кто воду носит… И мальчишек, которые ждали нашу девчачью половину, чтобы погулять на улице, припахивали. Они дома ничего не делали, а у нас по хозяйству за все брались – лишь бы мы быстрее освободились.

1-11

Теперь, когда дедушки уже нет, а бабушка болеет — живет в Казани, все дети и внуки по-прежнему собираются здесь на выходные: полют картошку, поливают огород, топят баньку, в которой они даже душ сделали, как в городе.

 

1-10

 

УМЧИ МЕНЯ, ОЛЕНЬ, В СВОЮ СТРАНУ ОЛЕНИЮ…

А к домику Абдрахмановых, по старой традиции, и сейчас сбегаются дети со всей деревни. Здесь к их услугам огромная куча песка, где можно строить куличики и старая «Нива», в которую можно набиться под завязку, всей толпой, не взирая на запреты гаишников. И «отправиться в далекое путешествие» – в страну, где живут прекрасные принцессы, белые лебеди и сказочные олени — как на этом старом ковре, приколоченном прямо на стене дома… Абдрахмановы не различают где свои, где чужие дети – кормят и носы вытирают всем. Если поймают.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Добраться не сложно: от Казани по трассе М7, потом в сторону Ульяновска километров пятьдесят. Главная сложность — не проворонить неприметный поворот направо. Это проселочная дорога, коих в этих краях превеликое множество. Поэтому лучше искать ее в сопровождающие коренного брековца или хотя бы водителя журнала «Татарстан».

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:

Отелей в Бреке отродясь не было. Поэтому неместные предпочитают останавливаться на берегу озера, с палатками. Здесь между могучими стволами столетних вязов как специально приготовленная для палатки площадка. Когда-то в тени этих исполинов отдыхали в полуденный зной овцы – именно они своими шкурами отполировали площадку до такой ровности и гладкости. Одно плохо: от таких стихийных визитов начинает скапливаться на девственно чистом берегу озера куча мусора из пластиковых бутылок.

1-6

ВИЗИТКА

Визитной карточкой деревни Брек стали ворота дома № 8А. Именно на них прикреплены эти четыре монументальные буквы, судя по шрифту и кеглю экспроприированные из слова Сбербанк. Никаких указателей не надо – за версту видно, что вы попали именно в Брек и можете начинать объединяться. Хоть друг с другом, хоть с природой. Последняя, впрочем, может объединиться с вами сама: брековцы рассказывают, как из лесу заходят в гости, прямо во двор кабаны. А был случай, когда эти же самые кабаны выгнали из леса городских охотников – так наподдали клыками по машине, что той оставалось лишь развернуться, и, гремя оторванным бампером, удирать в ближайший автосервис. А до ближайшего – километров пятьдесят.

 

Журнал "Татарстан", 2017.

 

 

Последнее обновление: 4 декабря 2019, 13:53

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования