Атабаево: у самого синего моря

Казань – город пяти морей, утверждают бывалые казанские моряки. И, оказавшись вдруг на берегу одного из них, омывающего берег села Атабаево, мы вынуждены были с ними согласиться. Перед нами море – безбрежное и бескрайнее. Может, быть Чёрное, судя по изумрудному цвету. Может быть, Средиземное, судя по температуре. А может, это вообще океан – Тихий, судя по штилю. В общем, от количества кубометров воды дух захватывает, крылья расправляются за спиной, а хвосты, покрытые чешуёй, в нетерпении бьют по песку, требуя от мутирующего народа немедленно нырнуть в морскую пучину. То ли в чаек превращаемся, то ли в русалок…

2-9

Конечно же, мы тоже учились в школе и знаем, что никаких морей в Татарстане природой не предусмотрено, а безапелляционные заявления моряков – это лишь только одним им ведомый способ по местным рекам выбраться в те самые пять морей. Но то безбрежное и бескрайнее, что плещется у наших ног, заставляет сомневаться в школьных знаниях. Перед нами таки море, сотворённое рекой Камой, впадающей в этом месте в реку Волгу вместе с рекой Мёшей. Дошло оно до берегов Атабаево ещё в 1957 году, когда закончилось строительство Куйбышевского водохранилища.

ДОРОГО-БОГАТО

Атабаево добротными разнокалиберными домами и коттеджами выстроилось вдоль берега. Улица Набережная длиннющая – конца и края не видно. Чуть выше – улица Молодёжная, ничуть не короче. Нашли мы здесь и милую сердцу улицу под названием Татарстан, на которой, как грибы после дождя, произрастают не только коттеджи, но и замки, упирающиеся остроконечными крышами прямо в небо. А это означает лишь одно: что дорого-богато живёт здесь народ. Наверное, он очень трудолюбивый.

 

2-3

«ВЫБИВАНИЕ КОВРОВ»

Трудолюбивый народ Атабаево не дал нам долго сомневаться в этом вопросе, за ближайшим же поворотом явив взору живописную картину «Выбивание ковров».

2-2

Две девушки – две Гульназ, развесив на заборе ковры разных конфигураций, от души колотили по ним палками и выбивалками. Обе Гульназ улыбались чужестранцам чарующими атабаевскими улыбками, но краеведческими знаниями на тему родного села, увы, нас не снабдили. На помощь им спешила ещё одна дама, представившаяся Саниёй Закировной Хайруллиной. Она и чистый ковёр до дома донести помогла, и поведала, что название села от имени бая происходит – был такой бай Атабай, который от чего-то там спас атабаевцев, но от чего она не помнит, поэтому за подробностями отправила нас в школу.

ШКОЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

В школе с нами долго церемониться не стали – некогда, репетируют танец к последнему звонку. Чтобы не мешались под ногами, отослали нас к учителю татарского языка Ильсияр Давлятовне Шароновой, которая очень долго занималась историей родного села и с удовольствием выдала три версии происхождения деревни и её названия.

КРАЙ ЗЕМЛИ

Первая история, она же, по мнению Ильсияр Давлятовны, самая правдивая, связана с неким мурзой Атабаем, который, чтобы защитить деревню от крещения, неминуемо грозившего сельчанам во время нашествия Ивана Грозного, принял его сам добровольно и стал всячески задабривать воинов царя – поставлять им рыбу, мясо, шкуры… Таким образом отвёл угрозу крещения от своих односельчан. Все соседние деревни покрестил Иван Грозный, а Атабаево не тронул, за что мурзе атабаевский народ был премного благодарен.

Так оно было или нет – теперь уж не узнаем, но то, что Атабаево находится на краю географии – дальше только вода, дороги нет, – это точно. Может, просто испугался царь на край земли идти? Мало ли чего там – на краю…

2-7

НАХОДКА ИЛИ СКОВОРОДКА?

Вторая версия менее патриотичная. Нашли, мол, это место на берегу Камы три рыбака (некоторые уверяют, что рыбаков было четверо). Поселились здесь, очень уж им местечко приглянулось, и назвали они его Табылдык, что в переводе с татарского означает «находка». Со временем слово сократилось до слова «табай», которое впоследствии превратилось в «Атабай», да так за деревней и закрепилось. Местные аксакалы, которых теперь уж нет в живых, говорили, что все атабаевцы произошли от тех рыбаков. Некоторые даже генеалогическое древо своих родов составляли – и точно, почти все друг другу в Атабаево родственники.

Третья версия ещё короче. Изначально деревня была расположена на ровном круглом месте, напоминающем сковородку – по-татарски «таба». Дальше опять пошли в ход превращения и игра букв: таба – табай – атабай. Вот и вся «сковородная» история.

2-5

КИТАЙСКАЯ ПЛОДОВИТОСТЬ

В общем, Атабаево – деревня вполне себе процветающая: с газом, асфальтированными дорогами, водопроводом, школой, агрофирмой по выращиванию гусей, уток, индоуток, цесарок…   Птицеводством атабаевцы начали заниматься ещё в 1957 году, по предложению Верховного Совета Татарской АССР. Первых уток сюда привезли из Китая, поэтому их назвали пекинскими. Утки быстро расплодились – видимо, эта китайская особенность распространяется на всех жителей Поднебесной, и вскоре здесь образовался целый «утиный городок».

ЖИВОПИСНАЯ СТАРИНА

Старых домов в селе – раз-два и обчёлся. А те, чем обчёлся, выглядят вполне живописно, давая жителям возможность поностальгировать, а приезжим – полюбоваться на уходящую атабаевскую старину.

2-4

 

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Выезжаем из Казани в сторону Усад. И едем, никуда не сворачивая, до самого края земли. От Казани до Атабаевского края земли – 65 километров.

ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:

В центре села, на столбе, висит многообещающая вывеска: «Шашлык из утятины, из гусятины, из баранины – 200 метров». По указанному направлению находим «Бистро», на крылечке которого неспешно покуривают сытые атабаевские мужчины. Внутренний интерьер «Бистро» больше напоминает совхозную столовую – таковой оно и является. Столоваются здесь рабочие щами да кашей. Шашлыками и не пахнет.

– Спросите у директора, если разрешит – и вас покормим, – радушно улыбается розовощёкая повариха. Но где найти директора – не говорит.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

К достопримечательностям Атабаево можно смело отнести… бани. На них наткнётся каждый, кто отправится к морю, простите – к Каме. Старые баньки, выстроившись в ряд, стоят на краю села, в отдалении от «своих» домов. Такая раньше была архитектурная деревенская мода: баня должна быть подальше от избы по причинам вполне объяснимым. Во-первых, из соображений безопасности – вдруг пожар, чтоб огонь на дом не перекинулся. А во-вторых, говорят, тогда в каждой бане жил банник – тот ещё злодей, каверзная личность. Был готов на любые подлости, если моющиеся не соблюдали банные правила.

А правила такие:

  • нельзя в баню ходить по одному. Обязательно в компании, чтобы было кому спинку потереть, веничком помахать и последить за состоянием парильщика;
  • нельзя в бане пить воду, предназначенную для мытья;
  • нельзя заходить в баню с металлическими украшениями на шее – банник такого пару напустит, всю кожу обожжёт в месте украшения;
  • нельзя торопиться. Надо париться с толком-с чувством-с расстановкой, иначе жди беды: либо холодную воду с кипятком перепутаешь, либо впопыхах усядешься на раскалённую печку.
  • нельзя мыться в бане на третий и на седьмой пар. Потому как в это время банник моется сам. Лучше растопить баню и уйти, оставив баннику новый веник – попариться.

 

Бывало даже и такое, что баннику не нравилось место, на котором сложена баня. Тогда он наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Но, судя по красоте этого места и количеству сохранившихся бань, местных банников их «квартиры» вполне устраивали. Мы даже пытались подслушать, чего там за закрытой дверью старой баньки делает банник, но увы – таинственная личность сидела тихо.

 

Журнал "Татарстан", 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 4 декабря 2019, 14:00

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования